Чтобы понимать, в каком направлении развиваться, знать обстановку на рынке и осознавать уникальность своих предложений, всегда необходимо делать анализ конкурентов своей ниши. Это поможет вам объективно оценить свои возможности и риски.
Изучите сферу своего товара/услуги и похожие организации, так вы найдете тех, с кем соревнуетесь за своего потребителя.
Конкуренты бывают двух видов: прямые и косвенные. Например, если вы производите батончики, то все остальные компании для вас прямые конкуренты.
Косвенные же делают что-то, что может заменить ваши батончики, например, печенье или вафли.
Из этого следует, что конкуренты у вас есть в любом случае, даже если вы придумали самый уникальный продукт на свете. Анализировать “соперников” нужно не только на старте, но и время от времени держать руку на пульсе и быть в курсе развития отрасли.
Социальные сети — золотая жила для малых бизнесов. Не у всех есть возможность создать сайт, а вот создать группу/страничку на одной из платформ может каждый.
Единственный минус: если в названии сообщества не указан вид деятельности или город, вы его упустите, однако найти эти компании можно с помощью парсера по ключевым словам.
1. Соберите ключевые слова релевантные вашему бизнесу.
2. Загрузите их в любой парсер для ВКонтакте, в раздел «Новости». Например, в TargetHunter функция доступна бесплатно. Инструмент найдет все записи с нужными фразами из сообщества, где они опубликованы. Выберете для анализа 1-3 главных конкурентов и 3-7 обычных.
Критерии есть количественные и качественные. Мы же выделим три блока оценки конкурентов в социальных сетях:
Регулярность публикации постов.
Темы постов.
Тональность коммуникации.
Иллюстрации и фотографии (качество, уникальность).
Работа с контентом от подписчиков.
Конкурсы и другие активации.
Таргетированная реклама.
Посевы в тематических сообществах.
Работа с блогерами.
Вирусные публикации.
Общение в личных сообщениях сообщества.
Общение в комментариях.
Скорость ответа.
Тональность коммуникации.
После чего создайте таблицу и внесите туда все найденные данные. Например:
Анализ контента
Здесь вам нужно изучить темы постов, тональность коммуникации, отработку инфоповодов, частоту постинга и качество контента.
С количественным соотношением придется сложнее, если вы будете заниматься этим вручную — помогут сервисы. Например, в Popsters.ru найдите нужную страницу и определите временной диапазон.
После загрузки результатов вы увидите: ERpost, ERday и количество постов, а также иные параметры.
Потом разделите количество публикаций на количество дней, за которые проводился анализ конкурентов — так вы поймете частоту постинга.
Количество лайков и комментариев покажет активность в сообществе.
Сервис покажет самые популярные посты — по количеству лайков, комментариев или по коэффициенту вовлечения. Это поможет понять, какие темы заходят у конкурента лучше всего.
Также можно проанализировать длину текста, время, дни недели публикации материалов и десятки других характеристик. Не забудьте внести все данные в табличку.
Анализ сайтов и трафика
Сервис SimilarWeb определит источники переходов на сайт, в том числе и поисковые системы.
Анализ рекламы
Посмотрите объявления таргетированной рекламы конкурентов. Найдите промо посты, которые опубликованы ВК с помощью парсера. Инструменты находят скрытые записи (те, что не опубликованы на стене сообществ) по id.
Сервис publer.pro поможет найти тексто-графические блоки — введите в поиске ссылку на сайт, инструмент найдет все рекламные объявления, ведущие на эту страницу. Тут же можно найти рекламу в группах ВКонтакте вместе с датами размещения и рекламным постом, даже если он уже был удален.
Анализ коммуникации
Оцените общение с аудиторией — возможные способы коммуникации, скорость ответа и полезность. Проверьте все каналы коммуникации конкурента в соцсетях:
Также для отслеживания упоминаний на страницах пользователей есть сервисы мониторинга — YouScan, Babkee и другие.
Анализ тональности коммуникации
Tone of voice — стиль общения компании, язык бренда. Чтобы оценить тональность коммуникации конкурента, ответьте на несколько вопросов:
После сбора всех данных заполните таблицу и выделите сильные и слабые стороны конкурентов, проведите небольшой SWOT-анализ — все это поможет лучше разобраться в конкурентной среде и понять, как эффективно действовать дальше.
задайте его онлайн